Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков
Страница 1

Политическая мысль России имела своеобразие в сравнении с евро­пейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в се­бе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Вос­током. Российский этнос формировался под постоянным воздействи­ем этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы, Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях капиталистический способ производства сочетался с феодально-крепостническими методами веде­ния хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-мо­нархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция от­четливо осознавала необходимость освобождения народа от пут кре­постничества и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX и начала XX века формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.

Указанные особенности эволюции политической мысли Рос­сии находили выражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале XIX в. впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная группа русских интеллиген­тов радикальной направленности — декабристы.

Основу взглядов декабристов на общество и человека состави­ли идеи просветительства о природном равенстве, о рабстве, как ре­зультате нарушения естественного права. Декабристы призывали к созданию гражданского общества, положив в его основание соблюде­ния прав человека и гражданина. В «Русской правде» П. И. Пестеля выдвигались такие далеко идущие политические и социальные идеи, как отмена крепостного права, провозглашение России республикой, ликвидация сословий, свободы печати и вероисповедания, привлечения крестьян к управлению страной, неприкосновенность частной собственности.

Большинство декабристов выступали сторонниками буржу­азно-демократических преобразований в духе передовых евро­пейских стран (в первую очередь Франции). Пестель по примеру своих французских предшественников призывал к физическому уничтожению царя и его семьи. В случае победы декабристов Рос­сия из «жандарма Европы» превращалась в демократическую страну. Революционные политические идеи декабристов, нравст­венные основы движения выходили далеко за рамки буржуазной свободы, прокладывая дорогу к идеям общечеловеческого гума­низма.

В 30-40-е годы в общественно-политической жизни страны на­ступает период просветительства. Разгром декабристов не давал возможности открыто призвать к борьбе за свободу. Передовые идеи декабризма принимают форму иную — форму социальных утопий, литературных изысканий, знаменуют появление потерянного поко­ления, «лишних людей».

Вершина политической мысли этого периода принадлежит П.Я.Чаадаеву.

Чаадаев, как мыслитель и политический деятель, открыл себя в знаменитых «Философических письмах». Размышляя над причи­нами отсталости России, он приходит к выводу о том, что главная из них заключается в господстве самодержавно-крепостнических по­рядков. Именно Чаадаев впервые высказывает мысль об отсталости России в сравнении со странами Запада, вызванной принятием хри­стианства в византийской форме, что способствовало изоляции от западных стран, где господствовал католицизм. Россия таким обра­зом оказалась исключенной из единой семьи европейских народов.

К 40-50 годам прошлого века относится дошедший до дней се­годняшних спор о путях развития России между славянофилами и западниками. Видными представителями славянофильства были И. В. Киреевский, К. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др. Славянофилы исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие воз­рождения русского духа. Самобытность России означала свободу человека. Представители раннего славянофильства стояли за отме­ну крепостничества сверху, за развитие национальной промышлен­ности и протекционизм. Славянофилы выступали за свободу слова, гласный суд, освобождение крестьян с наделом земли посредством выкупа. Вместе с тем славянофилы идеализировали отживавшие атрибуты российской действительности: в крестьянской общине, в частности, они видели неизменный элемент, из которого создается вся ткань русского народного быта и характер русского исторического процесса. Исходя из идеализации прошлого России, славянофилы считали характерными чертами русского народа мистицизм, религиозность, смирение, а основой развития России — христиан­ство, добро и согласие (в отличие от развития Запада, где составля­ющими были, по их мнению, атеизм и вольнодумство, порождавшие вражду и противоречия). Эти характеристики русского народа предполагали особую историческую миссию России в мировой и ев­ропейской цивилизации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Советское государство в послевоенный период (до перестройки 1985-1991 гг.)
После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. Он оказался самым трудным и завершился уничтожени ...

Власть генезис, компоненты, методы функционирования
...

Кризис индустриального общества и когнитивная фаза развития
Формально эта глава находится вне круга тем, затрагиваемых «Самоучителем». Теория когнитивной фазы развития  за последние годы обрела свои контуры, и для сколько-нибудь содержательного описани ...