Общественно-политическая мысль России XIX-XX веков
Страница 3

Своего наивысшего расцвета общественно-политическая мысль революционных демократов России достигла в творчестве Н.Г. Чернышевского (1828-1889). В своих художественно-публицистических произведениях «Что делать?», «Пролог», «Письма без ад­реса» и др. Чернышевский последовательно отстаивал идеи ликви­дации последствий крепостного права, радикального обновления российского общества. Вслед за Герценом и петрашевцами, он счи­тал возможным при переходе к социализму использовать сохранив­шуюся крестьянскую общину. Россия, по мнению Чернышевского, находится на пороге народной революции, которая приведет к влас­ти трудящихся. Новая власть будет способна решить не только демо­кратические, но и социалистические задачи: ликвидировать буржуазную частную собственность, организовать планируемое в масшта­бах всей страны крупное промышленное производство, уничтожить разделение труда, свойственное феодализму и капитализму, и на этой основе добиться развития личности и ее способностей. Переоце­нивая социально-экономические возможности сельской общины, Чернышевский считал ее способной устоять против капитализма, а после свержения самодержавно-крепостнического строя воспри­нять достижения техники, науки, культуры, сократив тем самым путь России к социализму.

Надежды Чернышевского на общину основывались на его уверенности в победе народно-крестьянской революции и безвоз­мездной передаче земли крестьянам. В этом заключалась переоценка Чернышевским социально-политических возможностей крестьянства России как революционной силы. Будущее общество Чернышевский представлял себе как планомерно организованное крупное производство, состоящее из промышленных и сельскохо­зяйственных товариществ, взаимно обеспечивающих друг друга продуктами своего труда, способных удовлетворить индивидуаль­ные и общественные потребности.

В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о форме государственного устройства. Основной формой революционного движения, стремившегося к разрешению его революционными средствами, было народничество. С народни­чеством — идеологией крестьянского радикализма — связана целая страница политической истории, многие политические и экономиче­ские идеи народнических лидеров оказались живучими и были взя­ты на вооружение большевиками. Так, народники отстаивали тезис об уничтожении частной собственности на землю, передачу ее во владение обществу. Формой такой передачи народники считали раз­дел земли поровну между крестьянами, ведение «трудового хозяй­ства» без эксплуатации. Центральной идеей народнического социа­лизма стала идея уравнительности (равенства), а политической ос­новой ее реализации идея социальной революции (народнические идеологи различались в тактических подходах к формам реализа­ции идеи революции — каким путем поднять народ на революцию, в отношении к государству и др.). Народники исходили из общей идеи о возможности российскому обществу миновать капитализм и осу­ществить переход к социализму посредством крестьянской общины. Еще в 1851 г. Герцен так охарактеризовал содержание и основной смысл будущей народнической идеи: «Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции — работник».

Общепринято выделять в зависимости от форм реализации социалистической идеи в России три основных направления в народ­ничестве 60-70-х годов. Первое, пропагандистское, главные идеи ко­торого были заложены в «Исторических письмах» (1868) П. Л. Лавpoвa. Лавров исходил из ведущей роли критически мыслящих личностей, их подготовки, самообразования как условия объединения в союз борцов для подготовки социальной революции. Только крити­чески мыслящие личности, по его мнению, постигшие законы обще­ственного развития и возвысившиеся над толпой, мыслящей пассив­но, были в состоянии двигать прогресс, возглавить историческое I, движение общества. Лавров напоминал интеллигенции, что своим положением она обязана народу, поэтому находится в долгу перед ним. Каждая мыслящая личность должна посвятить себя борьбе за прогресс — борьбе за социализм. Лавров советовал создавать в наро­де опорные группы из интеллигенции, крестьян, рабочих. В конце 70-х годов, когда «хождение в народ» исчерпало свои возможности, а в народническом движении стали преобладать тенденции политического террора борьбы, и особенно после убийства народовольцами Александра II, Лавров изменил отношение к террору, признав его целесообразность.

Анархистско-бунтарское направление народничества в течение длительного времени возглавлял М. А. Бакунин. Идеи бакунизма имели в России богатую социальную почву, особенно среди молодежи, находя отклик среди значительной части общества. Рассуждения Бакунина заключались в следующем: государство, существовавшее в России, несправедливо и требует уничтожения. Входе его уничтожения социалистически-коллективистские ин­стинкты русского народа получат развитие и воплощение в народ­ной революции. Бакунин и его последователи исходили из готовности народа к революции (таким его делали нищета, рабство, опыт крестьянских войн, выработанный народом идеал общественного устройства). С целью поднятия народа на революцию Бакунин предлагал создавать инициативные группы из революционной молодежи, призывал учащуюся молодежь бросать гимназии и уни­верситеты и идти в народ для революционной работы и подготовки «всесокрушительного бунта».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

ВХОД В ЭЛИТУ (ИНКОРПОРАЦИЯ)
Приступая к анализу мобильности элиты, отметим, что этот процесс имеет три основные фазы: 1) инкорпорацию,  под которой мы будем понимать вхождение в элиту; 2) ротацию  (процесс перемеще ...

Введение
Массовое самоопределение людей в некоторой рамке, которую они признают как реальность, актуализует эту реальность. П. Г. Щедровицкий Вы сделали этот ход на ничью? Нет. Значит, вы сделали ход ...

Библиография
Сергей Борисович Переслегин   Россия, 16.12.1960 Президент Общественной организации работников науки и культуры «Энциклопедия». Руководитель теоретического отдела Исследовательской группы «Кон ...