Понятие правового государства.
Политика для вас в книгах / Материалы / Государство / Понятие правового государства.
Страница 1

В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть ко­торого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представле­ние, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему. Собст­венно в правового государства можно выделить два главных элемента:

1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав

2) ограничение правом государственной власти.

В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека дей­ствовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необхо­димости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе кото­рого «дозволено все, что не запрещено законом». Человек, как автономный субъект, свобо­ден распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, явля­ясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений лично­сти прежде всего в экономике, сфере внедрения научно–технического прогресса в производ­ство и т.п. Думается, не случайно в современный период в Российской Федерации приняли пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообра­зие форм собственности, открывают для инициативы людей, дают возможность почувство­вать себя хозяевами.

Хоровую базу для отмены устаревших правотормозящих факторов создаёт Конституция РФ 1993 года, которая в ч. 1 ст. 34 устанавливает, что каждый имеет право на свободное исполь­зование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Наиболее крупные и значимые блоки права–стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том смысле, что призваны обес­печивать первичную предпосылки достойного человеческого существования и лежат в ос­нове конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека, как глав­ное звено правового режима стимулирования для индивида, есть источник постоянного вос­производства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над пробле­мами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они всё прочнее становятся точкой отсчёта в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономер­ностями возникновения и функционирования, ибо существовать и действовать подобные мо­гут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названий) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть ис­тинно правовыми. Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сушность правового государства. Право здесь выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть ис­полнительная) имеет склонность вырождения в различные злоупотребления для неё необхо­димы надёжные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные склонности, возводящие заслон её необоснованному и незаконному превышению, попранию прав чело­века.

Правовые ограничений необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не пре­вратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограни­чиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

Страницы: 1 2

Смотрите также

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ВНЕШНИХ ШОКОВ
Об экономико-политическом развитии СССР в канун краха, то есть в 1985–1991 гг., написано много. Участники процесса принятия решений рассказывают о том, как вырабатывалась политика ускорения, страт ...

Власть генезис, компоненты, методы функционирования
...

«Большая стратегия» как продолжение геополитики иными средствами
…Теоретически ты знал, что за твоими заклинаниями стоит абсолютная власть. Сам Хаос. Работать непосредственно с ним крайне опасно. Но, как видишь, все-таки возможно. Теперь, когда ты это знаешь, у ...