Глава государства

Как правило, в системе государственных органов предусматривается специальный орган, на который возлагается высшее представительство государства вовне и внутри страны. Этим органом и является глава государства.

Глава государства – конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, символ единства нации, арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов. Однако, возможно совмещение в компетенции какого–либо государственного органа функций главы государства с иными функциями (например, Швейцария, где функции главы государства выполняет правительство), но это является исключением из правила.

Согласно текстам многих конституций, глава государства либо не входит ни в одну ветвь власти (например, ч. 1 ст. 55 Основного закона для ФРГ 1949 года, гласит: “Федеральный президент не может входить в состав ни правительства, ни законодательной корпорации Федерации или земли”), либо входит и в законодательную, и в исполнительную (например, ч. 1 ст. 53 Конституции Индии 1949 года, устанавливает, что “исполнительная власть Союза вверяется Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через должностных лиц, подчиненных ему согласно настоящей Конституции”, а ст. 79 гласит: “Для Союза учреждается Парламент, который состоит из Президента и двух палат, известных соответственно, как Совет Штатов и Народная Палата”), либо только в исполнительную (например, раздел 1 ст. 2 Конституции США 1787 года “Исполнительная власть вверяется Президенту США”).

В зависимости от формы правления и государственного режима, а также системы политических отношений в стране, конституционные полномочия главы государства могут быть номинальными или реальными. Они могут по разному сочетаться, но в случае политического кризиса, когда конституционные власти и политические силы окажутся не в состоянии управлять страной, именно глава государства призван найти выход из ситуации. Это своего рода резерв власти.

Политическая роль главы государства иногда формулируется в конституциях. Например, ст. 5 Конституции Французской Республики 1958 года в первоначальной редакции гласит: “Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров”.

Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции 1978 года: “Король является главой государства, символом его единства и постоянства; он – арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов, – осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами”.

“Некоторые конституции (например Основной закон для Германии) вообще не определяет роль и функции главы государства. В них определены лишь полномочия главы государства, из которых уже доктринальным путем можно вывести представление о том, что имели в виду разработчики по данному вопросу . Нередко, захватив власть путем военного переворота, правящая группа образует сначала коллегиальный орган, соединяющий в своих руках и функции парламента. Такой орган в политологии принято называть испанским словом ²хунта², которое можно перевести как ²совет²; . такие органы часто создавались в прошлом и нынешнем веках в странах Латинской Америки – отсюда и испаноязычное происхождение термина . Вскоре обычно из этой хунты или совета выделяется лидер, который чаще всего именует себя президентом.”[i]

Смотрите также

Кризис индустриального общества и когнитивная фаза развития
Формально эта глава находится вне круга тем, затрагиваемых «Самоучителем». Теория когнитивной фазы развития  за последние годы обрела свои контуры, и для сколько-нибудь содержательного описани ...

Логистическое управление складами
Склады влияют на издержки обращения, на размер и движение запасов на различных участках логистической цепи, поэтому игнорирование рационального, логистического управления складами неизбежно ведет к ...

АВТОРИТАРНЫЕ РЕЖИМЫ: ПРИЧИНЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Авторитарные режимы – политические структуры, которые не опираются ни на традиционную легитимацию, ни на принятую обществом процедуру формирования правительства и парламента на основе конкурентных ...